Черный день календаря.. Умер Годар. И все, как водится, стали его оплакивать. Вот, мол, "ушла эпоха" и т.д. А эпоха-то никуда не уходила. В отличие от многих своих сверстников - Годар был активен практически до последних лет (сороковой по счету фильм он выпустил шесть лет назад), и главной темой Годара, которая волновала его - это был вопрос формы художественного высказывания. Как мы можем в рамках современного общества говорить на языке искусства так, чтобы нас понимали. Тебе 86, а ты вот такими вопросами задаешься. Величие Годара было именно в этом умении ставить вопросы пржде всего перед собой - и рефлексивно, в собственных фильмах, искать на них ответы. При том, что ответов зачастую у него не было, или у него не получалось их найти. Но это его не пугало. Шесть последних лет он готовил свой последний перформанс - то самое ассистированное самоубийство, которое дает нам возможность говорить о свободе выбора собственной смерти. Оправдывать ли этот поступок или осуждать его - кто мы такие? Годар свой выбор сделал, и уважать этот выбор мы обязаны. А вот подумать о том, что есть жизнь и что есть смерть, что есть слабость и что есть сила выбора - это тот вопрос, который Годар оставил нам незакрытым. Сделав, конечно, свой выбор - но совершенно не навязывая его нам. Человек, который пытался осознать мир во всей его полноте - до последнего момента, пока владел вообще способностью к осознанию как таковой. Сохраним же собственную пытливость - во славу Годара. Полезное и душеспасительное дело.

Теги других блогов: искусство смерть Годар